Читать онлайн «Беседа третья. Рождение и эволюция галактик и звезд»

Автор В. А. Амбарцумян

Беседа третья РОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГАЛАКТИК И ЗВЕЗД Академик В. А. АМБАРЦУМЯН Член-корреспондент АН СССР В. Л. ГИНЗБУРГ Академик Я. Б. ЗЕЛЬДОВИЧ Член-корреспондент АН СССР Б. М. ПОНТЕКОРВО Профессор Я. А. СМОРОДИНСКИИ Академик В. А. ФОК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» Москва — 19434 В феврале 1964 года в Центральном лектории Всесоюзного общества «Знание» был проведен вечер — третья из цикла бесед по актуальным вопросам науки. Она была посвящена вопросам рождения и эволюции галактик и звезд, В этом сборнике помещены выступления участников беседы — ведущих советских ученых, Академи* В. А. АМБАРЦУМЯН РОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД В каких областях современного естествознания можно встретиться с большими неожиданностями, выявить новые свойства вещества, открыть неведомые тайны природы? Среди ученых широко распространено мнение, и я к нему присоединяюсь, что одна из таких областей — астрономия, или, точнее, астрофизика, наука о физических процессах, происходящих в различных частях Вселенной, Другая область — это физика элементарных частиц. Остальные проблемы естествознания уже носят скорее синтетический характер, т.
е. искомые закономерности почти всегда выводятся из известных теоретических законов, хотя иногда могут открываться и опытным путем. В астрофизике исследователи часто находят неожиданные вещи, которые еще нельзя объяснить на основании уже установленных законов теоретической физики, потому что эти законы требуют дальнейшего уточнения и обобщения. Действительно, в развитии астрономии мы постоянно сталкиваемся со все новыми фактами, которые ждут еще теоретического истолкования. Я назвал две области знания, которые представляют в настоящее время принципиальный интерес. Следует заметить, что эти области во многом смыкаются. Поэтому не случайно, что сегодня наряду с астрономами, которых Вселенная интересует как астрономический объект, теми же астрономическими вопросами интересуются и работают в этой области крупные ученые, известные своими трудами в области физической науки. Их также интересуют астрономические открытия, обнаруживающие принципиально новые физические явления. В течение последних двадцати лет астрономия совершенно преобразилась. Она совершенно не похожа на ту «довоенную» астрономию, которую изучало наше поколение. 3 Во-первых, современная астрономия стала эволюционной, Она отличается от астрономии предыдущих десятилетий тем, что интересуется конкретными процессами рождения и эво« люции астрономических объектов — звезд, галактик. Изуче* ние этих проблем стало возможным после того, как появились данные о том, в каком направлении эта эволюция может идти, где происходит зарождение молодых звезд. Пока еще имеются очень неполные данные, которые нуждаются в подтверждении, но все же они оказались чрезвычайно интересными и совершенно неожиданными. Эти данные получены за последние двадцать лет, и на их основе создается уже новое представ^ леиие об астрономии не только как о науке, которая изучает звезды и их точные координаты, стремясь ко все большей точности (это также необходимо), но как о новой науке, кото* рая говорит об эволюции, о причинах наблюдаемых сложных физических явлений, о; происхождении наблюдаемых тел.