Читать онлайн «Василий Васильевич Парин и его роль в развитии космической физиологии и медицины»

Автор Григорьев А.И.

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПАРИН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА В КОСМОСЕ КОСМИЧЕСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ЧАСТЬ 1 РОЛЬ АКАДЕМИКА В. В. ПАРИНА В РАЗВИТИИ КОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИОЛОГИИ 1Л. От физиологии кровообращения - к космической физиологии и медицине Василий Васильевич Парин - один из основоположников космической физиологии и медицины — известен и как ведущий специалист в области физиологии кровообращения. Он начал свою научную деятельность еще будучи студентом медицинского факультета в Перми на кафедре физиологии под руководством одного из учеников И. М. Сеченова - профессора Б. Ф. Вериго. В 1925 году он окончил медицинский факультет и поступил в аспирантуру по физиологии на физико-математическом факультете Казанского государственного университета. Его руководителем стал профессор А. Ф. Самойлов - основоположник электрокардиографии в России. Таким образом, В. В. Парин является непосредственным продолжателем традиций и принципов российской классической физиологии, развитие которой в первой половине прошлого века связано с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Уже в одной из первых работ "Механизм сокращения селезенки при раздражении чувствительных нервов" [83], опубликованной в 1930 году, В. В.
Парин показал себя как умелый экспериментатор и опытный исследователь. С помощью оригинальной и технически весьма совершенной для своего времени методики в экспериментах на кошках он наблюдал собственный ритм селезенки с периодом около 50—60 с и выявил наличие корреляции этого ритма с волнами третьего порядка в кривой артериального давления (рис. 1). Главный же вывод этой работы заключался в том, что при денервации селезенки скрытый период ее реакции на нервное раздражение увеличивается вследствие того, что в этом случае сокращения селезенки обусловлены появ- Рис. I. Собственный ритм сокращений селезенки и волны третьего порядка в кривой артериального давления (верхняя кривая — артериальное давление, средняя — объем селезенки, нижняя — отметчик времени раздражения) [Парин В. В. , 1930] ляюшимся в крови адреналином. Таким образом, В. В. Париным было впервые установлено, что сокращения селезенки обеспечиваются двумя механизмами: нервно-рефлекторным и гуморальным. В 30-е годы прошлого столетия В. В. Парин создал свою научную школу, разрабатывавшую проблемы физиологии и патологии кровообращения. В 1931 году в "Казанском медицинском журнале" публикуется статья В. В. Парина "Сердце и физический труд". В этой работе им были высказаны положения, которые впоследствии составили основу клинической физиологии и являются образцом системного подхода. Он писал: "При современном состоянии физиологии, накопившей огромное обилие фактов и обладающей богатым арсеналом способов исследования, даваемых ей техникой, она, наконец, отходит с этого пути чисто аналитического изучения работы отдельных органов, стремится к изучению их деятельности в условиях возможно более близких к жизненным, становится более обобщающей наукой.