Читать онлайн «Физико-химическая и релятивистская газодинамика»

Автор Александр Компанеец

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ ХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ А. С. КОМПАНЕЕЦ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ И РЕЛЯТИВИСТСКАЯ ГАЗОДИНАМИКА СБОРНИК СТАТЕЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1977 УДК 530. 1 Сборник составлен из научных работ известного советского физика-теоретика, доктора физико-математических наук, профессора А. С. Компанейца. Большая часть статей посвящена изучению взаимодействия света с веществом и физико-химических явлений, сопровождающих сильный взрыв в неоднородной атмосфере и грунте. Сборник предназначен для специалистов в области физики а физической химии. Ответственный редактор академик И. М. ЛИФШИЦ Составитель Н. М. КУЗНЕЦОВ 055(02)—77 25~~77 © Издательство «Наука», 1977 г. ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее издание включены 44 наиболее значительные научные статьи доктора физико-математических наук, профессора Александра Соломоновича Компанейца. А. С. Компанеец — крупный физик-теоретик, автор ряда монографий и учебников, изданных в СССР и в зарубежных странах. Не менее ценное научное наследие А. С. Компанейца составляют его статьи, опубликованные в научных журналах в 1937—1972 годы. Работы, вошедшие в этот сборник, внесли существенный вклад в развитие классической и квантовой электродинамики, теории относительности, квантовой механики. Значительную часть сборника составляют работы по механике и физической газодинамике. К ним относятся исследования: сильного взрыва в грунте и в неоднородной атмосфере, установления равновесия между квантами и электронами, ряда явлений, связанных с распространением лучистой энергии в веществе. Эти пионерские исследования А.
С. Компанейца явились отправным пунктом для развития современных направлений в изучении сложных явлений, сопровождающих взрыв в различных средах. Работы автора по взаимодействию света с электронами оказались очень полезными для объяснения новых экспериментальных данных об электромагнитном излучении глубин космического пространства. В последние годы жизни Александр Соломонович занимался вопросами биофизики. Его работы о распространении импульса по нервному волокну — пример плодотворного применения физических законов и методов исследования в другой области естествознания. Публикуемые статьи в соответствии с их тематикой распределены по следующим четырем разделам. 1. Физико-химическая газодинамика и механика. 2. Электродинамика и теория относительности. 3. Квантовая механика. 4. Физико-химические аспекты теории распространения импульса по нервному волокну. При распределении статей внутри каждого раздела в первую очередь учитывалось их тематическое родство, а затем уже — принцип хронологической упорядоченности. Статьи публикуются без каких-либо изменений, исключая исправления замеченных мелких опечаток и замены некоторых обозначений, в соответствии с правилами издательства. Первая статья раздела II дана в переводе с немецкого. Н. М. Кузнецов И. М. Лифшиц Раздел I ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ ГАЗОДИНАМИКА И МЕХАНИКА О ПОГЛОЩЕНИИ СВЕТА ПЛАЗМОЙ* Известно, что свободный электрон не поглощает света: законы сохранения энергии и импульса в акте поглощения для него не могут выполняться одновременно.